Нужно ставить цели-банально но неизбежно

Не буду тратить время на объяснение зачем это важно-ставить цели. Об этом сказано и написано более чем достаточно. Важно и все…

Сконцентрируюсь на инструментарии и некоторых примочках создания и внедрения карты целей.

Первый вопрос, который задает себе руководитель при создании карты целей — «что я должен выбрать в качестве цели — глобальную идею, ценность или количество денег, которое я хочу заработать?»

Для того, чтобы структурировать свою карту целей предлагаю ввести несколько категорий — миссия, цели верхнего уровня и цели.

Миссия — то, ради чего ты занимаешься своим делом. Смыслы, пользу, которые оно (дело) формирует для тебя, твоей семьи, общества.

Например, миссия для консультационной фирмы могла бы звучать так — «Способствовать росту производительности труда в России, чтобы наши дети достойно жили в процветающей стране».

Как бы пафосно не звучала миссия очень рекомендую сформулировать ее- ответишь себе на многие вопросы и сможешь сконцентрироваться на главном при формировании более приземленных целей.

Цели верхнего уровня — по сути это составные части миссии. Глобальные цели, которых необходимо достичь. Их даже не всегда можно оцифровать. Но они задают глобальные направления деятельности вашей компании.

В нашем примере это может звучать так — 1) Создать эффективную методологию роста производительности труда, 2) Сформировать новые и объединить действующие профессиональные сообщества, объединения профессионалов, занимающихся данным вопросом, 3) Повсеместно внедрять технологию, за счет обучения персонала предприятий в процессе реализации совместных проектов.

А вот уже следующим шагом появляются сами цели. В качестве шаблона я часто использую систему сбалансированных показателей с 4-мя группами целей — 1) финансы и экономика, 2) маркетинг и продажи, 3) бизнес-процессы, 4) ИТ и персонал. Ее можно модернизировать под себя, но в качестве баз вполне стройный инструмент.

Первая группа целей — финансы и экономика. Здесь вы формируете финансовые показатели своего бизнеса — выручка, прибыль, уровень затрат, производительность труда и т.п.

Вторая группа целей — продажи и маркетинг. Здесь вы определяете цели в области конкретных ниш и категорий потребителей в разрезе потребительских свойств товара/услуг, ценовой политики, сервиса.

Третья группа целей — цели в части улучшения внутренних бизнес-процессов вашей компании. Какие процессы нужно улучшить? Какие процедуры нужно формализовать и внедрить?

Четвертая группы целей — цели в области информационных технологий и управления персоналом. Какие компетенции и качества персонала нужны для поддержания целей других трех групп? Как замотивировать персонал на более производительный труд? Какие информационные системы нужно настроить для принятия управленческих решений и снижения трудоемкости выполнения? операций?

Теперь собираем все части и получаем карту компании:

 

Что важно сделать, чтобы это заработало?

Отцифровка

Карта должна содержать не только название целей, но и быть оцифрована в показателях. Если это выручка и прибыль, то сколько в рублях/долларах? Если это производительность труда, то сколько рублей/тонн на человека и т.д. В противном случае все цели могут остаться красивыми декларациями.

Мотивация за выполнение целей/показателей карты целей

В России любят карту целей предприятия вводить в бонусную систему руководителей. Я сам много внедрил бонусных программ для руководителей, основанных на стратегических и операционных картах. Но пройдя определенный путь я бы не стал так однозначно рекомендовать это делать. Важнее регулярно обсуждать способы достижения целей, причины, по которым не получилось выполнить тот или иной показатель, но не всегда нужно жестко привязывать к премии руководителя. Это может демотивировать вашу команду, т.к. показатели вашего бизнеса имеют много факторов, по которым получилось или нет их достичь и чаще всего это командный результат, а не персональная ответственность кого-то из лидеров/работников.

Публичность

Карта целей для одного руководителя — мертворожденный продукт, ее нужно обсудить и, при необходимости, доработать вместе с управленческой командой. А потом обязательно донести до каждого сотрудника!

Визуализация

Рекомендую распечатать и развесить эту карту на каждым рабочим столом в офисе/предприятии. Нужно продублировать данный материал на внутреннем портале компании с возможностью свободного доступа.

Обсуждения

Карта целей должна войти как и доски проблем и доски с показателями в ежедневный обиход коммуникации между руководителями, между руководителем и сотрудниками.

Актуализация

Не нужно бояться корректировать и дорабатывать карту целей. Она должна «дышать» и быть вся исполосована в правках и исправлениях. Это не документ — это рабочая поверхность для постоянных дискуссий и обсуждений.

Это первый и важный шаг для дальнейшего развития вашей компании. Здесь вы задали ориентиры, теперь нужно создать(улучшить) внутренние механизмы для их достижения…

Нужно ставить цели-банально но неизбежно: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s