Поиск корневых причин проблем- действенный метод операционных улучшений.
Понимание истинных причин низкой эффективности — обеспечивает более половины успеха по их преодолению.
А проблема здесь в том, что нам свойственно быстро реагировать на инцидент и искать виновных (крайних), нежели разобраться в причинах его возникновения.
А ведь любая ошибка сотрудника на рабочем месте- это следствие не выстроенной системы.
Мой самый любимый метод выявления корневых проблем- методика «5 почему?» Суть метода-сформулировать проблему и последовательно задавать вопрос «почему это произошло?». Через несколько итераций вы получите корневую причину проблемы и решение будет лежать на поверхности.
Случай из консультационной практики:
Проблема- по ряду позиций регулярно срывается месячный план закупок.
▶️1-е Почему?
Выбран месячный лимит и чтобы не лишиться премии, закупка переносится на следующий месяц
▶️2-е Почему перевыбран месячный лимит?
Потому что в прошлые периоды закупили то, что оказалось невостребованным ▶️3-е Почему то, что купили оказалось невостребованным?
Потому что был введён срочный внеплановый заказ, который изменил структуру расхода сырья?
▶️4-е Почему введение нового заказа повлияло на срыв закупок по остальным заказам?
Потому что отдел закупок не был вовремя проинформирован
▶️5 Почему отдел закупок не был вовремя проинформирован?
Потому что отдел продаж не разместил информацию о новом заказе в информационной системе, а «в ручном режиме» отдел закупок узнаёт только на еженедельной планерке
Вариант решения:
Внеплановый заказ принимается в работу только после подтверждения от отдела закупок.
Из данного примера наглядно видно, что процесс сорван в одном подразделении, а ответственность за срыв находится в другом.
Развитие данного навыка позволяет командам быстро, конструктивно и бесконфликтно решать возникающие проблемы и приходить к руководителю с проработанными вариантами решений