5 решений, которые нужно принять руководителю, при наличии задолженности перед персоналом
5 решений, которые нужно принять руководителю, при наличии задолженности перед персоналом
Когда ваша компания имеет задолженность по заработной плате перед персоналом, создается нездоровая атмосфера, которая мешает бизнесу функционировать в нормальном режиме. Я не буду говорить о юридической части вопроса и о ужесточении мер в отношении работодателя, которые произошли в ТК за последние годы. Коснемся только управленческих аспектов.
Крылатая фраза эпохи СССР — «руководство делают вид, что платят, работники делают вид, что работают» — как нельзя лучше характеризует эту ситуацию.
Руководители организаций так описывают ситуацию: «мне трудно требовать с работников результатов, понимая, что у нас перед ними есть задолженность. Вот выплатим тогда и начну нормально спрашивать».
Работники: «А почему мы должны напрягаться и что-то делать? Нам уже два месяца не платят зарплату. Вот выплатят тогда и начнем нормально работать».
Какой-то замкнутый круг получается. Более того, ситуация ухудшается день ото дня — менее производительная работа персонала приводит к срыву производственной программы (графика оказания услуг), что в свою очередь влечет финансовые потери для компании и как следствие – большие задержки по заработной плате.
Разорвать этот узел не просто, но возможно и нужно, если вы хотите выкарабкаться из кассового разрыва, не прибегая или минимизируя привлечение заемных средств.
Первое решение — нужно понять, что вы «должны», а не «отказались платить», а значит вы все еще работодатель, который определяет задачи и требует результаты.
Второе решение – о задолженности нужно говорить с персоналом, а не замалчивать и ждать, когда все наладится. Сделайте анализ ваших плановых доходов и расходов, поймите для себя, при каких условиях и в какие сроки вы сможете выплатить задолженность. Соберите работников и покажите в цифрах и графиках как вы планируете решать эту проблему.
Третье решение – найдите ресурсы для стимулирования труда ключевого персонала. Зафиксируйте задолженность на текущую дату и проговорите график погашения с персоналом, но уже со следующего месяца начните стимулировать труд прибылеобразующих подразделений (продажи и производство). Это поможет быстрее достичь производственных и экономических показателей.
Четвертое решение – выполняйте взятые обязательства. Работники и так считают себя обманутыми и если после реструктуризации задолженности компания продолжает не соблюдать договоренности, то негативный эффект усилится в разы. Обещайте только то, что сможете сделать и сделайте то, что обещали.
Пятое решение (наверное, самое главное) – не падайте духом и извлеките максимум пользы из данной ситуации. Разберитесь в причинах кассового разрыва и примите меры, оцените поведение руководящей команды и персонала – кто был лоялен и поддерживал вас, вместе искал выход и компромиссы, а кто требовал только денег и не хотел ни чего слушать. С первыми уверено продолжайте свое дело, со вторыми – решайте сами.
Удачи и помните, что ценный опыт — это не время, проведенное в бизнесе или профессии, а умение посмотреть критично на пройденный путь, взять самое лучшее и двигаться вперед.