Как провести аудит бизнес-процессов за 5 дней
Аудит бизнес-процессов – процедура не сказать, что бы сильно стандартизована, но по сути несет в себе ответ на вопрос — «правильно ли мы формализовали процессы и приближает ли это нас к процессному управлению?»
В каких случаях нужен аудит процессов?
- Вы начали внедрение, но что-то пошло не так… (тяжело выделяются и описываются БП, большое сопротивление в коллективе, вы не уверены в правильности подхода и т.п.).
- Вам кажется, что вы уже все внедрили, но эффективность работы не повысилась.
- Внедрение БП привело к сильной бюрократизации компании, что начало отрицательно сказываться на бизнес-результатах.
- Вам нужно оценить уровень владения руководителями информации о БП (аттестация).
- Вам нужно оценить эффективность работы процессного офиса.
Методика
После нескольких десятков аудитов, я выработал некую методу, с которой и делюсь.
Первое, на что я смотрю -это система описания бизнес-процессов. Часто думают, что достаточно описать схемы и таблицы и все -формализованная система готова. Нет.
Анализ документов
Пакет формализованных материалов должен включать:
- Методику выявления и описания бизнес-процессов с форматами (глоссарий, таблицы, схемы, атрибуты и т.п.).
- Реестр бизнес-процессов, включающий в себя описание общей модели (процессы верхнего уровня) и перечень бизнес-процессов, необходимых к формализации с присвоением номеров и указанием разработчиков и согласующих.
- Регламент бизнес-процесса (собственно, само тело описания БП).
- Положение о системе управления на базе бизнес-процессов, в котором фиксируется ответственность за управление системой бизнес-процессов (полномочия Администратора), ответственность по иным ролям (Архитектор БП, Владелец БП, Исполнитель и т.п.), порядок разработки, утверждения, внесения корректировок и т.п.).
Интервью
После, я общаюсь с Архитекторами и Владельцами бизнес-процессов и пытаюсь понять:
- Как они понимают свою роль в управлению БП?
- Какие цели и показатели БП?
- Какие действия они предпринимают при возникновении трудностей во взаимодействии в рамках БП?
- Как они в целом оценивают процессное управление – помогает/мешает?
Оценка
По итогам двух итераций (анализ документов и интервью) я заполняю несколько бланков оценки:
- Оценка качества бизнес-процессов, в которой я оцениваю Систему по 3-м параметрам См таблицу 1):
- Уровень формализации БП.
- Четкость закрепления ответственности ролей в документах.
- Знание ключевыми участниками (а это – Архитектор и Владелец БП) последовательности реализации.
- Оценка качества системы управления бизнес-процессами, которая оценивается по 10-и параметрам (см Таблица 2):
- Наличие ответственного за развитие системы управления БП.
- Формализация.
- Согласованность.
- Визуализация.
- Систематизация и доступность.
- Методология.
- Система обучения и контроля знаний.
- Связь с денежной мотивацией.
- Система мониторинга и актуализации.
- Уровень автоматизации.
Выводы
Результаты аудита БП можно выразить графически и/или в цифровом выражении и ставить в качестве KPI для Администратора (его еще называют — Главный Архитектор БП).
Эта информация уже дает понимание Руководителю организации и ТОП-менеджерам, где узкие места и куда нужно развивать систему, но есть приятный бонус…
В процессе знакомства с бизнес-процессами, так или иначе складывается картинка по общим «узким местам» развития компании.
«Вылезают» проблемы со стратегическим развитием, построением организационной структуры, системы мотивации, системы совещаний и т.п.
Эта информацию я тоже вношу в Отчет и акцентирую на ней внимание.
Значение
Вы знаете тезис, что нельзя решить проблемы с того уровня, на котором она образовалась. Так вот, причины неэффективного внедрения БП лежат чаще всего в области Стратегического комплекса вопросов (Миссия, Видение, Ценности, Стратегия, Цели). И когда в компании они не проработаны, то нет векторов, задающих направление процессной системе управления.
Но это уже тема другого поста…