Как с помощью стратегических сессий решать управленческие задачи?
Бывало ли у вас так, что есть проблема, по которой к вам постоянно прибегают разные сотрудники и жалуются друг на друга? Вы встречаетесь с одними – у них своя правда, видение выхода и виновные. Встречаетесь с другими – и все переворачивается с ног на голову – другое видение, иная правда, свои «крайние». Кто прав, что будет лучше для компании?
Если вы пытались решить этот вопрос по отдельности с каждой их сторон, то могу предположить, что решение было не очень удачным или могло вовсе сойти на нет.
Но если вам удавалось собрать их всех вместе и не отпускать, пока не найдут решение (один директор рассказал, что он закрыл команду и унес ключ), то вы были приятно удивлены – задача, которая могла не решаться месяцами вдруг находила решение.
Что произошло?
А произошло примерно следующее, по пунктам:
- Они сначала орали друг на друга.
- Потом посмотрели на часы и увидели, что прошло уже два часа, а от решения они только удалились.
- Всем одинаково хочется домой, но решение нужно найти.
- Начали разбираться.
- Кто-то предложил идти по шагам проблемной ситуации.
- Разложили.
- Всем ОДИНАКОВО стало понятно, где узкое место.
- Набросали план – кто что должен сделать и в какие сроки.
- Пришел директор – презентовали и договорились о дальнейших шагах.
- Все молодцы! А точнее – Директор))
Перед вами типичная логика решения любой задачи или… план стратегической сессии.
Но проблема в том, что не всегда удается «закрыть на ключ команду» для решения важного вопроса – иногда у руководителя (собственника) не хватает понимание, что это поможет, а иногда – управленческой воли. Конечно, бывает, что после таких «посиделок» случаются еще большие конфликты с далеко идущими последствиями (увольнения партнеров, увод клиентов и т.п.). Чаще это происходил с застарелыми ядерными проблемами, которые не решались много лет.
Но решается этот вопрос просто – нужен сторонний модератор (ведущий сессии), который сможет грамотно организовать процесс обсуждения и не будет ни на чьей стороне, а только вести к решению вопроса.
Какие вопросы могут быть решены с помощью стратегической сессии?
Обычно есть «прямые» запросы:
- Стратегия развития – как и за счет чего вырасти в несколько раз, в какие регионы с каким продуктом (ассортиментом) выходить, какие ресурсы понадобятся для этого, в какие сроки?
- Какая должна быть организационная структура чтобы выполнить эти цели?
- Проработка отдельных бизнес-процессов – продажи, производство, логистика и т.п.
- Какие KPI и система мотивации должны быть для руководителей и ключевых сотрудников?
- Как улучшить взаимодействие подразделений (хит запросов!!!).
Есть и «косвенные» – т.е., когда заказывают «стратегическую сессию», а сами планируют решить другую задачу, например:
- Сплотить команду.
- Оценить и понять потенциал руководителей.
- Дать понять сотрудникам, что компания развивается и думает о будущем.
- Протестировать какую-то важную, но спорную в реализации идею и т.п.
Это тоже вполне легитимные и «подъемные» задачи для стратегической сессии, под которые она легко настраивается.
Но вот для чего точно Сессия не нужна:
- Выявить виновного в проблеме и публично наказать.
- Пытаться насадить одну единственную «правильную» идею.
- Дать выговориться людям, но при этом понимать, что ничего из их предложений внедряться не будет.
В чем секрет cтратегической сессии?
Во-первых, глубокое погружение в вопрос всеми участниками (обычно у всех разная глубина понимания задачи).
Во-вторых, иные принципы работы в группе – нет критики, оценок, упреков и осуждений, все фиксируется в структурированной форме, выдерживается общая рамка и цель – все это способствует творческому и продуктивному подходу к поиску и принятию важных решений.
В-третьих, никаких «погонов» — на Сессии все равны и имеют на равных высказаться по любому вопросу с любым человеком.
В-четвертых, обсуждение вопросов ведется по отработанной методологии с использованием проверенных инструментов. Если разрабатывается стратегия, то используются SWOT-анализ, карты BSC, всевозможные продуктовые и рыночные матрицы. Если нужно улучшить взаимодействие, то задается логика описания бизнес-процессов и проблемы находятся через нарушение потоков работ и т.д. и т.п.
В-пятых, Cессию ведет опытный модератор, не вовлеченный во внутренние коммуникации компании – это обеспечивает поддержание дисциплины и регламента обсуждения (критически важно), следованию рамке мероприятия
Таким, образом если Вы:
- Готовы к изменениям,
- Сформулировали цель бизнеса и задачи для Сессии,
- Можете позволить вывести команду в нерабочее пространство на 2-3 дня (за город или снять конференц-зал в гостинице),
- Выбрали опытного модератора,
… то за 2-3 дня реально решить (или уж точно выработать шаги по поиску решения) абсолютно любую управленческую задачу и получить плюсом много полезных бонусов:
- Сплоченную замотивированную команду.
- Понимание потенциала руководителей.
- Множество попутных предложений по улучшениям.
Удачи в ваших делах!
Подробнее о
Один комментарий
Уведомление: