Кто должен заниматься развитием филиалов?
За последний месяц у меня было два кейса, где мы с командами управленцев абсолютно разных предприятий разрабатывали политику регионального развития. И вот предприятия разные, а проблема одна — смешивают роли развития и управления.
Что происходит — на одного человека вешают и управление деятельностью работающих филиалов (торговых точек) и развитие сети. А это две разные роли — даже в чем-то противоположные. В итоге либо медленно и затратно открываются новые подразделения, либо падает эффективность действующих филиалов. А чаще и то и другое одновременно.
Управлять филиалами (говорим о торговле) должен РОП* с опытом личных продаж, но главное — администрирования системы продаж. Его функционал обычно таков:
- Планирование продаж по точкам
- Анализ показателей продаж (выручка, средний чек, возвраты, рентабельность и тп)
- Контроль исполнения планов
- Оценка, развитие и мотивация сотрудников
- Разрешение вопросов логистики и качества обслуживания в филиалах (торговых точках)
Два ключевых показателя эффективности:
- Выполнение плана по выручке
- Выполнение пана по валовой прибыли (уровню рентабельности)
Развивать же сеть должен Менеджер (Директор) по развитию. Это проектный менеджер с хорошими переговорными навыками и умением формировать команды.
Функционал:
- Выбор региона для открытия филиала (торговой точки)
- Выбор места, аренда и организация ремонтных работ
- Закупка оборудования и предметов офисного обустройства
- Подбор команды и запуск точки (до минимального уровня, по которому понятно, что дело пошло)
Показатели:
- Выполнение плана открытия филиалов (торговых точек)
- Соблюдение бюджета
Когда эти роли разведены, вы получаете развитие и вширь (за счет менеджера по развитию) — быстро и без лишних затрат войдете в нужные территории, и вглубь (за счет РОП) — будете поддерживать необходимый уровень эффективности в уже действующих филиалах (торговых точках).
Удачного масштабирования!
*РОП — Руководитель отдела продаж