Без рубрики,  Стратегия,  Целеполагание

Нужно ставить цели-банально но неизбежно

Не буду тратить время на объяснение зачем это важно-ставить цели. Об этом сказано и написано более чем достаточно. Важно и все…

Сконцентрируюсь на инструментарии и некоторых примочках создания и внедрения карты целей.

Первый вопрос, который задает себе руководитель при создании карты целей — «что я должен выбрать в качестве цели — глобальную идею, ценность или количество денег, которое я хочу заработать?»

Для того, чтобы структурировать свою карту целей предлагаю ввести несколько категорий — миссия, цели верхнего уровня и цели.

Миссия — то, ради чего ты занимаешься своим делом. Смыслы, пользу, которые оно (дело) формирует для тебя, твоей семьи, общества.

Например, миссия для консультационной фирмы могла бы звучать так — «Способствовать росту производительности труда в России, чтобы наши дети достойно жили в процветающей стране».

Как бы пафосно не звучала миссия очень рекомендую сформулировать ее- ответишь себе на многие вопросы и сможешь сконцентрироваться на главном при формировании более приземленных целей.

Цели верхнего уровня — по сути это составные части миссии. Глобальные цели, которых необходимо достичь. Их даже не всегда можно оцифровать. Но они задают глобальные направления деятельности вашей компании.

В нашем примере это может звучать так — 1) Создать эффективную методологию роста производительности труда, 2) Сформировать новые и объединить действующие профессиональные сообщества, объединения профессионалов, занимающихся данным вопросом, 3) Повсеместно внедрять технологию, за счет обучения персонала предприятий в процессе реализации совместных проектов.

А вот уже следующим шагом появляются сами цели. В качестве шаблона я часто использую систему сбалансированных показателей с 4-мя группами целей — 1) финансы и экономика, 2) маркетинг и продажи, 3) бизнес-процессы, 4) ИТ и персонал. Ее можно модернизировать под себя, но в качестве баз вполне стройный инструмент.

Первая группа целей — финансы и экономика. Здесь вы формируете финансовые показатели своего бизнеса — выручка, прибыль, уровень затрат, производительность труда и т.п.

Вторая группа целей — продажи и маркетинг. Здесь вы определяете цели в области конкретных ниш и категорий потребителей в разрезе потребительских свойств товара/услуг, ценовой политики, сервиса.

Третья группа целей — цели в части улучшения внутренних бизнес-процессов вашей компании. Какие процессы нужно улучшить? Какие процедуры нужно формализовать и внедрить?

Четвертая группы целей — цели в области информационных технологий и управления персоналом. Какие компетенции и качества персонала нужны для поддержания целей других трех групп? Как замотивировать персонал на более производительный труд? Какие информационные системы нужно настроить для принятия управленческих решений и снижения трудоемкости выполнения? операций?

Теперь собираем все части и получаем карту компании:

 

Что важно сделать, чтобы это заработало?

Отцифровка

Карта должна содержать не только название целей, но и быть оцифрована в показателях. Если это выручка и прибыль, то сколько в рублях/долларах? Если это производительность труда, то сколько рублей/тонн на человека и т.д. В противном случае все цели могут остаться красивыми декларациями.

Мотивация за выполнение целей/показателей карты целей

В России любят карту целей предприятия вводить в бонусную систему руководителей. Я сам много внедрил бонусных программ для руководителей, основанных на стратегических и операционных картах. Но пройдя определенный путь я бы не стал так однозначно рекомендовать это делать. Важнее регулярно обсуждать способы достижения целей, причины, по которым не получилось выполнить тот или иной показатель, но не всегда нужно жестко привязывать к премии руководителя. Это может демотивировать вашу команду, т.к. показатели вашего бизнеса имеют много факторов, по которым получилось или нет их достичь и чаще всего это командный результат, а не персональная ответственность кого-то из лидеров/работников.

Публичность

Карта целей для одного руководителя — мертворожденный продукт, ее нужно обсудить и, при необходимости, доработать вместе с управленческой командой. А потом обязательно донести до каждого сотрудника!

Визуализация

Рекомендую распечатать и развесить эту карту на каждым рабочим столом в офисе/предприятии. Нужно продублировать данный материал на внутреннем портале компании с возможностью свободного доступа.

Обсуждения

Карта целей должна войти как и доски проблем и доски с показателями в ежедневный обиход коммуникации между руководителями, между руководителем и сотрудниками.

Актуализация

Не нужно бояться корректировать и дорабатывать карту целей. Она должна «дышать» и быть вся исполосована в правках и исправлениях. Это не документ — это рабочая поверхность для постоянных дискуссий и обсуждений.

Это первый и важный шаг для дальнейшего развития вашей компании. Здесь вы задали ориентиры, теперь нужно создать(улучшить) внутренние механизмы для их достижения…

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *