Нужно ставить цели – банально но неизбежно
Не буду тратить время на объяснение, почему это важно – ставить цели. Об этом сказано и написано более чем достаточно. Важно и все…
Сконцентрируюсь на инструментарии и некоторых примочках создания и внедрения карты целей.
Первый вопрос, который задает себе руководитель при создании карты целей: «чЧто я должен выбрать в качестве цели — глобальную идею, ценность или количество денег, которое я хочу заработать?»
Для того, чтобы структурировать свою карту целей предлагаю ввести несколько категорий — миссия, цели верхнего уровня и цели.
Миссия — то, ради чего ты занимаешься своим делом. Смыслы, пользу, которые оно (дело) формирует для тебя, твоей семьи, общества.
Например, миссия для консультационной фирмы могла бы звучать так — «Способствовать росту производительности труда в России, чтобы наши дети достойно жили в процветающей стране».
Как бы пафосно не звучала миссия очень рекомендую сформулировать ее- ответишь себе на многие вопросы и сможешь сконцентрироваться на главном при формировании более приземленных целей.
Цели верхнего уровня — по сути это составные части миссии. Глобальные цели, которых необходимо достичь. Их даже не всегда можно оцифровать. Но они задают глобальные направления деятельности вашей компании.
В нашем примере это может звучать так — 1) Создать эффективную методологию роста производительности труда, 2) Сформировать новые и объединить действующие профессиональные сообщества, объединения профессионалов, занимающихся данным вопросом, 3) Повсеместно внедрять технологию, за счет обучения персонала предприятий в процессе реализации совместных проектов.
А вот уже следующим шагом появляются сами цели. В качестве шаблона я часто использую систему сбалансированных показателей с 4-мя группами целей — 1) финансы и экономика, 2) маркетинг и продажи, 3) бизнес-процессы, 4) ИТ и персонал. Ее можно модернизировать под себя, но в качестве баз вполне стройный инструмент.
Первая группа целей — финансы и экономика. Здесь вы формируете финансовые показатели своего бизнеса — выручка, прибыль, уровень затрат, производительность труда и т.п.
Вторая группа целей — продажи и маркетинг. Здесь вы определяете цели в области конкретных ниш и категорий потребителей в разрезе потребительских свойств товара/услуг, ценовой политики, сервиса.
Третья группа целей — цели в части улучшения внутренних бизнес-процессов вашей компании. Какие процессы нужно улучшить? Какие процедуры нужно формализовать и внедрить?
Четвертая группы целей — цели в области информационных технологий и управления персоналом. Какие компетенции и качества персонала нужны для поддержания целей других трех групп? Как замотивировать персонал на более производительный труд? Какие информационные системы нужно настроить для принятия управленческих решений и снижения трудоемкости выполнения? операций?
Теперь собираем все части и получаем карту компании:
Что важно сделать, чтобы это заработало?
Отцифровка
Карта должна содержать не только название целей, но и быть оцифрована в показателях. Если это выручка и прибыль, то сколько в рублях/долларах? Если это производительность труда, то сколько рублей/тонн на человека и т.д. В противном случае все цели могут остаться красивыми декларациями.
Мотивация за выполнение целей/показателей карты целей
В России любят карту целей предприятия вводить в бонусную систему руководителей. Я сам много внедрил бонусных программ для руководителей, основанных на стратегических и операционных картах. Но пройдя определенный путь я бы не стал так однозначно рекомендовать это делать. Важнее регулярно обсуждать способы достижения целей, причины, по которым не получилось выполнить тот или иной показатель, но не всегда нужно жестко привязывать к премии руководителя. Это может демотивировать вашу команду, т.к. показатели вашего бизнеса имеют много факторов, по которым получилось или нет их достичь и чаще всего это командный результат, а не персональная ответственность кого-то из лидеров/работников.
Публичность
Карта целей для одного руководителя — мертворожденный продукт, ее нужно обсудить и, при необходимости, доработать вместе с управленческой командой. А потом обязательно донести до каждого сотрудника!
Визуализация
Рекомендую распечатать и развесить эту карту на каждым рабочим столом в офисе/предприятии. Нужно продублировать данный материал на внутреннем портале компании с возможностью свободного доступа.
Обсуждения
Карта целей должна войти как и доски проблем и доски с показателями в ежедневный обиход коммуникации между руководителями, между руководителем и сотрудниками.
Актуализация
Не нужно бояться корректировать и дорабатывать карту целей. Она должна «дышать» и быть вся исполосована в правках и исправлениях. Это не документ — это рабочая поверхность для постоянных дискуссий и обсуждений.
Это первый и важный шаг для дальнейшего развития вашей компании. Здесь вы задали ориентиры, теперь нужно создать(улучшить) внутренние механизмы для их достижения…
Один комментарий
Уведомление: