Платить ли команде
Без рубрики,  Оплата и стимулирование труда,  Работа с сотрудниками,  Управление затратами,  Целеполагание

Платить ли команде проекта процент от полученной прибыли?

Платить ли команде проекта процент от полученной прибыли?

Этот вопрос встает первым, когда начинаем разрабатывать систему премирования для девелоперских (строительных) команд.

И в нашей копилке уже есть и удачные и неудачные примеры данных решений, но лично мне видится один тренд –  не надо этого (см название статьи) делать.

Постараюсь объяснить свою позицию.

Конечно стимулирование руководителя проекта и его команды (далее – участники проектной деятельности или УПД) на прибыль очень мощный инструмент управления эффективностью проекта. Так делают во всем мире (!). Но в реалиях нашего строительного рынка этот подход, на мой взгляд,  больше смахивает на профанацию.

Во-первых, на вход в проект с той или иной прибылью УПД никак не влияют. Что это означает? Какие-то проекты им «упадут» очень выгодные с точки зрения бонусов, какие-то  — не очень, а, возможно, попадутся и убыточные (ну, к примеру, так нужно собственнику, чтобы не ссорится с инвестором). Так что, за одни проекты можно и пупок порвать.  Другие делать спустя рукава, ну а браться за убыточные проекты вообще смысла нет. Это нужно компании?

Во-вторых, редко я вижу в последнее время (даже у больших девелоперов), чтобы руководители проектов имели доверенности на подписание договоров с ген.подрядчиком и/или с подрядчиками. Да и реальных механизмов воздействия нет даже при наличии таковых (особенно если генподрядчик является какой-нибудь дочкой/внучкой либо инвестора, либо самой девелоперской компании. В последнем случае «разруливание» вопросов берет на себя ГенДиректор или кто-то из основных акционеров девелоперской компании).  Да и на стоимость квадратного метра и объемы продаж УПД в основном не влияют (если, конечно, в состав команды проекта не включен маркетолог, которому это позволено решать).

Так, как же УПД смогут повлиять на прибыль в конце проекта, чтобы заработать больше бонусов?

Ответ получается очень «сладенький» – в лучшем случае, внимательно следить за ходом проекта и информировать руководство о наличии отклонений  от плановых ограничений (бюджет и сроки).

И за это нужно отдавать часть прибыли?

А если прибыль выросла за счет роста цен, тоже будете платить огромные бонусы УПД? Очистите от фактора «цена»? А тогда почему «прибыль», а не «бюджет».

Другая проблема стимулирования УПД в % от прибыли, это в определении точки принятия решения о выплате? Возьмем жилую недвижимость. Выручка от продажи домов может поступать и 5 и 7 лет. И, соответственно, реальную прибыль посчитать удастся не раньше этого срока. Многие УПД просто «не доживут» до этого времени. Да и компания уже может инвестировать ранее полученные деньги в новые проекты и там уже не до бонусов семилетней давности (а они, кстати, могут быть очень существенной суммой). Использовать расчетные значения прибыли (или NPV)? Так можно дорассчитаться, что когда проект закончиться, сотрудники еще должны останутся. А назад возврата уже нет.

Все невозможно, а что предлагаю?

Простая привязка премий к проценту от окладов УПД. Размер премии дифференцировать по степени влияния на конечные результаты (или оставить единый размер премии, если роль «дифференциатора» выполняет оклад). Периоды выплат – квартал и/или год. Основание – завершение вех, в которых тот или иной УПД влиял на результат (не равно -«участвовал»). Как корректирующие коэффициенты могут выступать сроки проекта, бюджетные ограничения, но не надо перебарщивать с математикой. «Просто» -скажете вы. «Где просто там ангелов со сто…».

Конечно, может быть я утрирую и кто-то в комментах напишет, что я просто не видел приличных дивелоперских компаний и что это не «бизнесово» не привязываться к прибыли. Не буду спорить с пеной изо рта, как говориться «велкам», жду ваших опровержительных кейсов (может что-то и екнет у меня пересмотреть свою позицию).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *