Зачем нужна обратная связь
Давайте поговорим о таком явлении как обратная связь (фидбек). На прошлой неделе мы проводили стратегическую сессию для коллег из Краснодара. Это была очень эффективная сессия, богатая на инсайты и оставившая после себя мощный дух мотивации и чувство закрытого гештальта. Это произошло, главным образом, потому, что мы затронули тему обратной связи в коммуникациях. Незапланированно, но крайне уместно и адекватно контексту. Оказалось, что обратная связь была точкой роста компании и одной из ее болей. И как только эту боль удалось вскрыть, чудесным образом, ситуация прояснилась.
Что вообще такое фидбек и почему она так важна в жизни каждой компании?
Обратная связь — это реакция, возникающая в результате действий или поведения, предпринятых отдельным лицом или группой.
В контексте бизнес-коммуникации решающее значение имеет как положительная, так и отрицательная обратная связь.
Тот факт, что именно от клиентов фидбек крайне важен, лежит на поверхности. Негативный фидбек указывает компании на ее недостатки, предоставляя возможность для их исправления. Позитивный — указывает на ее достоинства, мотивируя их развивать.
Но что касается внутрикорпоративных коммуникаций между представителями одной компании, тут немного сложнее. Часто бывает так, что обратная связь случается 1 раз в год, во время ежегодных аттестаций или оценок. Вы помните, когда в последний раз кто-то из коллег делился с вами впечатлениями о вашей работе? А вы сами давно отзывались о проделанной работе кого-то из коллег? Не подумали про себя, не обсуждали с другими, а именно обсуждали ним лично его работу. Если вы задумались, отвечая на эти вопросы, вероятно, это было довольно давно.
Между тем, культура, основанная на удобстве в запросе и получении фидбека, действительно может изменить жизнь бизнеса. Качественная обратная связь необходима, если вы хотите создавать мотивированные и высокоэффективные команды.
Все же, почему обратная связь важна именно в контексте внутрикорпоративных коммуникаций?
1. Обратная связь — катализатор прогресса и роста
Обратная связь — это взгляд на себя и свою работу со стороны. Она помогает нам увидеть, как нас воспринимают другие, как наше поседение, поступки и действия влияют на других. Даже если это негативная обратная связь, то она находит у нас отклик и провоцирует быть лучше и эффективней. При условии ее конструктивности, конечно же. Она особенно полезна для руководителей, поскольку демонстрирует уровень доверия в команде. А тот, кто управляет доверием, способен вдохновлять свою команду на более высокие результаты.
Звучит логично, что большинство людей хотят добиться успеха в своей работе и, как следствие, очень восприимчивы к конструктивному фидбеку. По данным опроса Harvard Business Review, 72% людей уверены, что их производительность улучшится, если их руководители будут регулярно предоставлять корректирующую обратную связь. Также опрос показал, что для 57% корректирующая обратная связь предпочтительней простой похвале.
2. Эффективный обмен информацией.
Продвигаясь по инстанциям, информация искажается, появляются информационные шумы. На языке теории передачи информации, шум — это все, что искажает первоначальный смысл.
Определенные шумы присутствуют всегда, у них могут быть разные источники. Например, разница в организационном статусе или в восприятии мира между разными людьми. А качественный фидбек заметно снижает уровень шума и увеличивает эффективность обмена информацией.
3. Обратная связь придает смысл
Мы все хотим чувствовать принадлежность и собственную ценность. В контексте работы это означает следующее: то, что мы делаем, ценно и не бессмысленно. Знание этого простого факта снижает уровень стресса и придает мотивации. Так мы чувствуем себя частью одной большой команды, где вносим свой вклад в достижение общей цели.
Сотрудник, который осознает собственную ценность и значимость, видит и смысл в своей работе. А значит, готов демонстрировать лучшее, на что способен. Постоянный фидбек — хороший способ показать сотрудникам, что они ценны и полезны. Даже если эта связь негативная, она провоцирует людей стремиться к лучшему. Сотрудник видит, что его труд вызывает у других реакцию, значит, он не напрасен и в нем есть смысл.
Эффективный руководитель старается быть в курсе качества обратной связи в команде и стремится его повышать. Качественная обратная связь способна усилить эффективность и мотивацию в команде, а значит, способствует достижению целей компании.