Почему в стратегическом планировании (и не только) важно проблематизировать ситуацию?
Почему в стратегическом планировании (и не только) важно проблематизировать ситуацию?
В планировании самое важное — то, что происходит после него, а именно, сама реализация плана. Реализация планов из себя представляет определенный путь компании из пункта А в пункт Б. И между пунктом А и пунктом Б есть разница, дельта, которая означает, что произошли некоторые изменения.
А если нам нужны изменения, мы должны помнить о том, что изменения для любой живой системы, будь то организм или корпоративная структура, — это боль и страдания. И система будет всячески им сопротивляться и стремиться сохранить статус-кво.
Но ведь мы же хотим изменений, верно?
Что нам нужно для того, чтобы они произошли? Чего нам не хватает для того, чтобы с радостью пойти навстречу боли и страданиям?
Все очень просто. Нам нужна еще одна боль. Причем такая, чтобы боль от изменений нам показалась незначительной. Образно говоря, нам больно бежать из пункта А в пункт Б. Но находиться в пункте А гораздо больнее, чем бежать из пункта А в пункт Б. Противном случае, мы никуда не побежим, нам это попросту тактически невыгодно.
Эта боль от нахождения в пункте А называется проблематизацией. Проблематизация — наделение ситуации негативным смыслом, восприятие ее в негативном ключе. И, как и любое восприятие, она:
- субъективна
- предвзята
- оценочна
Это значит, что без проблематизации нет проблем, где бы мы ни находились. И наоборот, где бы мы ни находились, как высоко бы мы ни взлетели, мы всегда можем найти для себя проблему как источник еще большего прогресса.
В противовес идеологии токсичной позитивности, проблематизация действительно дает нам веский повод для позитивных изменений и, не кривя душой, показывает нам, что конкретно сейчас не так. Мы фокусируемся на этом “не так”, прикладываем туда энергию и прорабатываем пути решения в долгосрочной перспективе, до тех пор, пока не стало “так”. В результате, проблематизация двигает с места наш стратегический план.
Как мы уже ранее говорили, стратегическое планирование базируется на 3 вещах:
- Собственно план
- Мотивация команды к выполнению плана
- Проблематизация
Если рассуждать об этих 3 вещах с точки зрения физики, то план — это вектор, мотивация — это приложенная сила, а проблематизация — это точка приложения силы. Только 3 эти вещи в сумме придают смысл нашему стратегическому планированию.
1) Без плана мы имеем только хаотичный панический бег с криками (без вектора)
2) Без мотивации — понимание безысходности, безнадежность будущего и самобичевание (нет силы и энергии
3) Без проблематизации — лишь мечты о гипотетическом прекрасном будущем (нет точки приложения наших сил)
Простой средневековый пример. Допустим, наша задача — выбить пушечным ядром ворота замка.
Без мотивации: мы просто подбрасываем ядро в руках в надежде, что оно долетит до ворот и чудесным образом выбьет их.
Без плана: мы стреляем из пушки в рандомном направлении.
А без проблематизации: мы стреляем из пушки в нужном направлении, при этом, не зарядив ее ядром.
Это работает и на примере стратегического планирования. Нам нужен рост прибыли на 50% в год, мы знаем, как его достичь, воодушевлены и полны сил. Но если нас, в принципе, и так все устраивает, мы направим свои силы в иное русло. У нас и так есть прибыль, мы зарабатываем приличные деньги, хорошо работаем, комфортно себя чувствуем, и для нас нет проблемы в том, что прибыль сейчас 100 миллионов в год, а не 150.
А действительно ли нам нужна прибыль 150 млн руб. в год? 100 млн руб — это для нас проблема? Вполне возможно, что и нет. Но если да, то нам нужно, чтобы все члены команды ощутили на себе эту проблему. На деле этого можно достичь, изменив систему мотивации таким образом, что при текущих показателях прибыли падает бонусная и премиальная часть зарплаты сотрудников. Или, например, сотрудники за счет компании пересаживаются с такси бизнес-класса на эконом или на метро. Плюс, у них снижаются командировочные, и они больше не проживают в 4 Сезонах, а теперь проживают в Айбисе. Главное, чтобы они понимали, почему так происходит, и у них по-прежнему были причины с радостью оставаться в вашей компании:)
Итак, проблематизация — очень полезный инструмент стратегического планирования, но не сама по себе, а только, если она идет совместно с тщательно проработанным стратегическим планом и замотивированной и воодушевленной командой