«А сколько у тебя душ, боярин?» Или ложные критерии успешности
Измерять эффективность своего бизнеса количеством работающего персонала, единиц техники, новизной оборудования метражом занимаемой площади — очень свойственно российским бизнесменам и это же зачастую «копает яму» их бизнесу.
Почему это не показатели эффективности?
Эти показатели имеют больше описательную (констатирующую) функцию, чем отражают эффективность чего бы то ни было.
Много персонала — данный показатель может говорить о масштабности твоего бизнеса, но без понимания производительности труда (выручка на одного работника, прибыль на одного работника, объемы на одного работника и т.п.) этот показатель абсолютно не информативен. Более того, если ты не управляешь им, то затраты на фонд оплаты труда (а это одна из самых существенных статей затрат -от 25% в производстве и до 80% в услугах) будут расти и тянуть твой бизнес на дно.
Внушительное количество единиц техники — на растущем рынке наличие собственного парка техники являлось большим преимуществом при получении подрядов на работы (строительство), на доставку (логистика), на уборку (благоустройство) и т.п. Сейчас же главный и практически единственный критерий при выборе подрядчика — цена. И тот, кто предложил меньше всех и получает контракт, а своя у него техника или он берет ее в аренду — мало кого интересует (а если и интересует, то есть всевозможные схемы продемонстрировать наличие таковой в собственных активах). И здесь обладатель большого автопарка вступает в неравный бой со специализированными компаниями.
В любом случае ты должен считать прибыль, которую тебе приносит каждая единица техники. Для этого необходимо настроить управленческий учет по принципу бизнес-юнитов — когда каждое подразделение является центром прибыли и оказывает услуги внутренним клиентам. Стоимость услуг не должна превышать рыночные — иначе нет смысла содержать (исключением является техника, которую трудно арендовать или невыход которой несет большие финансовые и имиджевые риски).
Новизна и крутость оборудования — хороший актив, характеризующий потенциалвысокой производительности и качества продукции. Но если оно (оборудование) загружено на 40-50%, если затраты на ремонт растут с геометрической прогрессией, если персонал постоянно получает травмы, то скорее у тебя больше проблем, чем преимуществ.
Когда есть выбор производить самому или закупать на стороне и перепродавать, то считай прибыль каждого станка и если её нет, то закупай на стороне. Если ты сделал свой выбор в пользу собственного производства, то твоя задача максимизировать загрузку оборудования (в рамках эксплуатационных ограничений), обеспечить безопасный и производительный труд персонала, бережное отношение к оборудованию и контролировать затраты на ремонт.
Много площадей — как и все предыдущие активы, без должного управления и учета отдачи с каждого метра является обременением и еще одним способом заморозить средства.
Почему я говорю о таких, вроде бы очевидных, вещах?
А потому что здесь граница здравого смысла иногда нарушается амбициями и ложными представлениями человека о своем «богатстве». Это хорошо описано в книге Роберта Кийосаки «Богаты папа. Бедный папа» в примере с домом, который «бедный папа» оценивал как актив, а «богатый папа» как пассив. И эти «ложные представления» зачастую мешают предпринимателям принимать адекватные решения относительно использования активов. И еще вчера успешный бизнесмен, обладающий землей, парком техники и прочими активами сегодня пытается перекрыть кассовые разрывы и выбраться из бремени долгов.